понедельник, 4 января 2016 г.

Строгость в воспитании - это тоже любовь


Мы много говорим о том, что чувствуют дети, как их можно и нужно любить, понимать, чувствовать. Но это лишь одна сторона материнства, светлая и приятная. Но есть и другая, без которой все светлое может быть безнадежно испорчено и утрачено.
Все-таки мы несем за своих детей ответственность. До определенного возраста мы принимаем за них решения – нравится им это или нет. 
Мы их кормим, содержим, создаем для них условия. И это не так просто, особенно с подростками.
Строгость, о которой мы поговорим, – это не розги и не ремень. И эта строгость направлена не только на детей, но и на самих взрослых. Может быть, мы именно поэтому часто эту сторону упускаем, потому что нам самим лень становиться лучше? Или потому что это не так приятно и не так радостно, как все остальное?

Какого же вида строгость необходима? Давайте попробуем как-то это упорядочить.

Выстраивание иерархии в семье

Очень часто дети в наших семьях становятся центром всего и вся. Они определяют ритм нашей жизни, режим, мы во многом под них подстраиваемся. Например, если сын очень громко кричит, то мы готовы кормить его первым, хотя никто еще не сел за стол. Мы готовы ради них нарушать любые правила, им часто позволено скакать у нас на голове – и мы делаем вид, что все в порядке. Точнее, нам-то это не очень нравится, но что поделать.

У Джона Грея в книге «Дети с небес» описана одна очень хорошая заповедь, которая гласит:

«Ты можешь быть несогласен, но папа и мама – главные».
Что это значит? Не всегда в жизни должно происходить так, как хочет ребенок. Есть ситуации, когда его желания опасны для него же самого, невозможны к исполнению прямо сейчас или нарушают права других членов семьи. И решение принимают старшие – папа и мама.

Например, ребенок любит смотреть телевизор по ночам, когда все хотят спать. Или он хочет разрезать папину одежду, чтобы выпустить свою коллекцию. А может быть,  он хочет по всему дому сделать снег, рассыпав муку. Или же он не хочет идти туда, куда уже собрались все остальные.  Да даже просто он хочет купить сейчас этот трактор, а у мамы в кошельке нет столько денег. А ведь умение ждать, терпеть, договариваться, проживать и принимать отказы и свои негативные эмоции – это полезные навыки для любого человека.

Поэтому мы признаем, что ребенок может быть этим недоволен, ему может это не нравиться, но главные в доме – папа и мама. Они принимают решения, исходя из своих представлений о том, что будет лучше для всех.  Ребенок при этом может испытывать всю гамму чувств, но это ничего не меняет.  Так выглядит иерархия семьи в практическом смысле.

В ведической культуре уважение к старшим – это было первое и основное, чему учили детей с пеленок. Уважение к отцу, уважение к матери. На этом фундаменте строилось все остальное. Без этого невозможно идти дальше.

Если ребенок становится пупом земли и самым главным, ему не на что и не на кого опереться – и как тогда ему жить?

Но хочется уточнить, что для этого и мать, и отец должны были вести себя так, чтобы для ребенка уважение к ним было естественным. Например, мать никогда не ругала отца, особенно при детях, и сама его слушала и слушалась. Тем самым подавая им пример, как нужно себя вести с отцом. С бабушками и дедушками так же отношения были уважительные, почтительные, не допускались критика, обсуждение, ссоры – особенно при детях. И это касается родителей с обеих сторон, какими бы они не были. Ведь от того, как мы относимся к своим родителям сейчас, зависит, как дети будут относиться к нам самим.

 Личные границы родителей

Здесь множество деталей и вариантов, все зависит от того, что для вас самой важно и значимо. Глупо требовать подобного уважения от детей младше трех лет. Но пятилетним уже можно четко объяснить, какие мамины вещи трогать нельзя, что если мама спит утром, то можно тихонечко пойти на кухню и покушать, что если мама с кем-то разговаривает, то не стоит ее перебивать. И так далее.
 Но здесь есть и вторая сторона.

Если вы требуете уважения вашего личного пространства, то стоит поучиться и уважать пространство детей, их вещи и не только.

 Можно с детьми ввести правило «я хочу побыть один». Чтобы тот, кто озвучивает эту простую фразу, мог получить желаемое без обид и упреков с другой стороны. И если мы будем более внимательно относиться к детям и их пространству, им проще будет объяснить, что и мы от них ждем чего-то подобного.

Установление правил, которые касаются всех

Правила-то многие устанавливают, вот только правила эти обычно подвижные, подстраиваются под обстоятельства. Например, детям нельзя оскорблять или бить родителей, а родителям – можно. Ругаться матом детям запрещено, а папе – позволительно. Дети за столом должны молчать, а родители – вовсю общаются.  Двойные стандарты, которые рождают в детской голове непонимание – а почему им можно, а мне нельзя? Что это за правила такие?

Кроме того правила часто меняются по ходу дела. Сегодня мама в хорошем настроении и неубранная комната – это нормально. Но завтра мама не в духе – и за это можно получить ремня. Если настроение у папы хорошее, то за тройку ничего не будет, а если он не с той ноги встал – грянет буря. Хотя ни бардак в комнате, ни тройка – ничем не отличаются от того, что было вчера.

Такие правила игнорируются и детьми – какой смысл соблюдать то, что в этом доме никто не соблюдает?

То есть в данном случае строгость в большей степени нужна родителям по отношению к самим себе, чтобы быть последовательными в своих словах и делах.

Строгость к собственным поступкам и мыслям

А еще стоит быть строже к собственным слабостям, потому что дети будут их копировать и принимать за норму. Если вы хотите, чтобы ваши дети были честными, то стоит и самим научиться этому. Если вы не хотите, чтобы они пристрастились к сигаретам, пора подумать о том, чтобы распрощаться с этой привычкой. Если вам не нравится ваша речь, позаботьтесь о ее чистоте сейчас. И так далее.

 Когда речь идет о воспитании, мы часто думаем, что ремнем можно из ребенка все лишнее выбить, а все нужное – вбить. Но на самом деле воспитывать нужно самих себя. Как сказал Лев Толстой:

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

 Наказывать?

Это вопрос спорный. Многие говорят, мол, нас лупили, и мы нормальными выросли. Кто-то категорически против наказаний в любом виде. Это две крайности, а истина – посередине.

Наказание бывает разное и физическое имеет самое слабое воздействие. Оно унижает и подавляет, и кроме обиды у ребенка редко что остается.

Психологическое же действует тоньше, хоть и требует от родителя больше гибкости и строгости. Хотя и этим тоже не советую вам увлекаться.

Когда ребенок делает что-то не так, возможно, стоит просто с ним поговорить, и на понятных ему примерах объяснить, к чему это приведет.  

 Наказания – это в первую очередь внутренняя работа родителей, чтобы не сорваться в автоматический режим к ремню и крику, а найти в себе внутренние ресурсы поступить иначе. Это всегда сложнее, дольше, но эффективнее.

Заметили, все перечисленные виды строгости в большей степени направлены не на детей, а на родителей? На воспитание самих себя, укрепление своего внутреннего стержня, раскрытие своих лучших качеств?  

Любить детей – это не только  поддерживать их  начинания. Это еще и иметь внутреннюю силу для того, чтобы что-то запрещать, ограничивать и показывать это на своем примере.

 И у нас сегодня есть выбор. Мы можем придерживаться старых методов воспитания – не баловать, но пороть, чтобы выросли послушные и нормальные. Можем использовать только новые – заботиться, принимать, потакать во всем, никогда не проявляя строгости, чтобы не нанести им травм. А можем понять, что любви без строгости не бывает, тогда это просто привязанность.  .

Строгость – как обратная сторона материнской любви, без которой она не сможет быть полноценной и развивающей. Вот только помнить надо, что в большей степени строгость нужна по отношению к самой себе, своим привычкам, поведению.  А отношения с ребенком – просто отражение наших отношений с миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий